Задержка психоречевого развития. Причины и что делать?

    Если врач-невролог (психоневролог, нейропсихолог, дефектолог-логопед) выявил у вашего ребенка задержку психического и речевого развития (ЗПРР), то вы как ответственная мама должны срочно обратиться к специалистам.

    Обычно такой диагноз ставят детям в возрасте старше трех лет. Но предпосылки к развитию данной патологии имеются уже с периода беременности, родов и первых месяцев жизни малыша. И об этом надо знать!

    У нас не принято «пугать» мам и пап возможными последствиями каких-либо предшествующих развитию заболевания состояний. А напрасно! Спокойное существование родителей при имеющихся факторах риска у малыша – это преступное и халатное времяпрепровождение. Ведь давно известно, что чем раньше начать заниматься проблемой, тем будет эффективнее лечение и быстрее результат.

    зпрр лечение

    Причина первая – перинатальная. Гипоксия, родовая травма, внутриутробная инфекция, пороки развития, токсическое воздействие различных веществ на плод и новорожденного – это те самые вредные факторы, оказывающие серьезное влияние на дальнейшее развитие ребенка. И это воздействие может коснуться именно высшей нервной деятельности, то есть затронуть речевое, психическое, интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное развитие. И тогда в дальнейшем ребенка ждут проблемы с обучением, социализацией, адаптацией в обществе.

    Причина вторая – низкий уровень физического развития. Ребенок маленький, слабенький, быстро устает, возбудим. По уровню развития отстает от сверстников. Эмоционально быстро истощается.

    Причина третья – часто болеющий ребенок или имеющий какие-то хронические заболевания. Такие дети болеют более 6-8 раз в год ОРЗ и другими детскими инфекциями. Или у ребенка могут быть какие-либо серьезные заболевания – например, пороки сердца или анемия.

    Причина четвертая – органическая патология головного мозга. Здесь многообразие проявлений отклонений таково – от небольшого отставания в развитии до умственной отсталости.

    развитие мозга ребенка

    Причина пятая – педагогическая запущенность. Ребенок, не знающий границ в поведении, плохо социализированный, привыкший все получать по одному движению глаз или бровей в результате гиперопеки, является прекрасной «питательной средой» для развития лени, избалованности и, как следствие, нарушения в психоречевой сфере. А зачем уметь говорить и проявлять гибкость мышления для достижения своей цели, когда все и без того преподносится на блюдечке?

    Причина шестая – нарушения в высшей нервной деятельности влекут за собой более тяжелые сбои в той же высшей нервной деятельности. Плохие память, внимание, восприятие, координация, ориентировка на местности и в пространстве, тугодумство, плохое понимание схемы своего тела, излишняя подвижность, снижение концентрации и т.д. – вызывают более серьезные отклонения в виде психического и речевого недоразвития.

    Итак, если все же ребенок не избежал диагноза ЗПРР. Скорей к специалистам! Само уже не пройдет.

    Здесь просто необходим целый комплекс мероприятий для нейропсихологической и речевой коррекции: занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом, массаж и лечебная или оздоровительная физкультура, кинезитерапия, брэйнфитнес, а также специальная терапия (аудиовокальные тренировки по методу Томатис, тренировки с аппаратурой FORBRAIN, сенсорная комната, АВА–терапия, мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция и т.д.).

    аба-терапия реутов

    В нашем центре есть все основные программы для развития и коррекции речи и высших психических функций.

    Наш специалист, к которому вы обращаетесь по поводу первичной консультации, разрабатывает индивидуальную программу нейрокоррекции психоречевой функции ребенка и затем периодически отслеживает динамику.

    Итак, главное:

    • не закрываем глаза на проблему, если она есть;
    • если ее пока нет, то все равно имеем в виду имеющиеся факторы риска, и помним, что лучше вовремя показать малыша специалисту и предупредить развитие патологии;
    • выполняем все рекомендации специалистов, если получаете «домашнее задание»;
    • не пропускаем занятия;
    • коррекция требует комплексного подхода: если вам рекомендованы разные занятия, то вы не в магазине, чтобы выбирать. Следует собрать волю в кулак и посещать всё, что необходимо для достижения максимально положительных результатов!